Что такое в нашем понимании “Норма рынка?” Это некий комплекс того, что делают все успешные предприятия нашей и смежных отраслей на данный момент. Делают-во всех направлениях, начиная от уровня зарплат и нематериальной стимуляции сотрудников и заканчивая условиями, предлагаемыми клиентам. В процессе участвует буквально все - уровень автоматизации процесса продаж, kpi руководства, усилия HR и прочее, и прочее… Важно, что все эти факторы переплетаются тесно и неожиданно, влияют друг на друга порой самым непредсказуемым образом.
Может компания, рассчитывающая на успех в сколь-либо обозримой перспективе игнорировать то, что на данный момент является нормой рынка? Может, но недолго.
Она либо демпингует, поэтому ее терпят клиенты, а отдел продаж может быть сколь угодно непрофессиональным. Но тогда возникает вопрос, за счет чего обеспечивается уровень цены, как долго компания может его удерживать, и т.д. То есть- по сумме показателей компания уже находится ниже уровня рынка -работать с ней некомфортно, работать в ней невыгодно и не престижно.
Либо в рынке, или немного выше его по каким-либо значимым показателям. В этом случае цена, по которой компания продает свой продукт или свою услугу, может быть выше. И положение компании в целом- стабильнее.
Первыми тревожными сигналами о Вашам положении могут быть:
Снижение количества повторных обращений
Отток клиентов
Негативная обратная связь от действующих клиентов
Сложности с наймом и удержанием персонала всех подразделений
Текучка кадров и многие другие
Что все это значит ? Вы не в рынке. Не только по параметрам легко и привычно измеримым - прайс, скидки, доставки, зарплаты - но и по другим, отследить которые сложнее. Но реально.
Хороший и простой инструмент для измерения соответствия норме рынка- чек-лист.
Вы можете сделать его сами- выписав как можно больше параметров, по которым оценивают компанию Ваши - поставщики или клиенты, сотрудники или кандидаты. Кто угодно из тех, с кем Вы соприкасаетесь на рынке. Процесс:
приводим все значимые для клиентов/кандидатов параметры оценки
из них формируем чек-лист
присваиваем каждому параметру ценность в баллах
оцениваем по чек-листу свою компанию
получаем сумму баллов
оцениваем по тому же чек-листу две - три другие компании, с кем конкурируете
получаем сумму баллов
Имеем математическое выражение своей конкурентной позиции по данному вопросу.
В качестве примера можно использовать чек-лист для оценки сайтов компании SalesUpNow
Какие действия мы считаем полезными для того, чтобы здраво оценивать свое положение на рынке:
Мониторинг всех видов активностей конкурентов
Аудит методов продаж конкурентов методом “Тайный покупатель”
Аудит HR - активности конкурентов
Аудит вашей вакансии
Привлечение внешних специалистов для консалтинга - тут выгодой является то, что внешние консультанты имеют возможность наблюдать изнутри бизнес-процессы многих компаний.
Изучение публикаций в специализированных, профильных СМИ
Участие в профильных мероприятиях, дискуссиях, оффлайн и онлайн
И на всех этапах- беспристрастное сравнение себя с требованиями (нормами) рынка.
Никаких послаблений себе в виде “а зато они”. То, где не дотягивают “они” - это ИХ зоны роста. Те места, где ниже норм рынка наши позиции - это риски нашей компании.
Важно-конкурентами в данном случае выступают не только компании, которые предлагаю Вашим клиентам аналогичную Вашей продукцию. А и те, к кому могут уйти работать Ваши кандидаты - или Ваши сотрудники. Те, кто приучает Ваших клиентов к другой скорости обработки заказа - или другому уровню вовлеченности менеджера. Те, кто на данном этапе демонстрируют более привлекательную модель бизнеса-и формируют нормы, к которым рынок будет стремиться в ближайшем будущем.