ИГРА ДЕЙСТВИЯ: «РУССКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ»

"Ведь, с одной стороны, мы от колыбели знаем, что всё в нашей стране делается сикось-накось, что управленческие решения девяносто девять раз из ста вопиюще неэффективны и просто бездарны. С другой же стороны, мы имеем все основания гордиться феерическими, не имеющими аналогов достижениями отечественных управленцев, решавших задачи, очевидно нерешаемые: например, создание «с листа» вполне боеспособных Красной и Белой армий; например, массовая переброска промышленности на восток в начале Великой Отечественной войны — да мало ли еще всем памятных примеров"

 

Проект управления на базе настольной игры “Колонизаторы”

 

Основана на книге А.П. Прохорова «Русская модель управления»

Время проведения: от 6 часов

Количество участников – 10 – 40 человек.

Состав участников: руководители среднего звена  с опытом реального управления и кадровый резерв

Цель: дать возможность участникам оценить работу в различных моделях и стилях управления, сравнить и проанализировать сильные и слабые стороны, сделать самостоятельные выводы к личным стилям управления, из сочетаниею, их коррекции.  

 

Тема: Три различных модели управления:

- восточная (авторитарное)

- западная (администрирование конкурентов)

- русская (конкуренция администраторов)

 

 

Механизмы погружения и анализа в системы управления:

 

  1. Все участники являются участниками остро конкурентной игры  в условиях нехватки ресурсов, времени, в ситуации с отрицательной внешней динамикой с заданным алгоритмом управления.
  2. Каждый участник – руководитель определенной территории, со своими целями, ресурсами, ответственностью, проблемами и возможностями и руководством.
  3. Заданные алгоритмы отношений и власти  позволяют эффективно бороться и развивать свою территорию, но обладают также  рядом ограничений. Таким образом в каждом из стилей управления участник находит и позитивные и негативные стороны, основываясь  на собственном опыте.
  4. Острота конкурентной ситуации задается как внутренними механизмами конкуренции участников, так и внешним давлением, постоянно ухудшающейся ситуацию, в которой находятся участники проекта.

Таким образом, работа внутри систем управления проходит в стрессовой, дискомфортной обстановке, позволяющей тестировать систему управления и менеджерские качества участников в режиме, приближенном в кризисному.

 

Вводная ситуация:

 

Восточная модель управления:

 

Игроки - феодалы крупных провинций, принимающие самостоятельные решения в незначительной области, потому что есть единый правитель страны. Высокая личная ответственность за исполнение решений верховного правителя.  

Начинается вторжение неизвестных чужаков, которые в несколько ходов захватывают кусок территории страны.

Правитель-игротехник, хорошо понимающий механику игры,  взаимодействуя (управляя) своими феодалами, останавливает захватчиков, координирует обмен ресурсами, объединение армий, управляет коммуникацией феодалов.  

Сюжетная бомба 1:

Правитель умирает.

Сюжетная бомба 2:

Чужаки усиливают натиск, применяя новые технологии!

Вследствие этого игрокам-феодалам приходится принимать новые решения, а привычка к тому, что “есть тот, кто все за нас решит” - она уже выработана, и игра это наглядно демонстрирует.

Рефлексия по этапу проекта  

 

 

западная модель управления

 

Администрирование конкурентов - западная модель. Высокая конкуренция, ограниченная в воздействии верховная власть, много самостоятельности и личной ответственности. Средняя личная ответственность за результат.  

Все участники - самостоятельные колонизаторы в средневековой  Америке, они, опираясь на самостоятельные экономические модели исследуют территорию, новые ресурсы и законы, опираясь на которые они адаптируют свое хозяйство к новым условиям.  Взаимодействуют с аборигенами, конкурируют друг с другом. Они принимают все решения самостоятельно, но прислушиваются к высшему авторитету - а именно, Святой Римско-Католической Матери нашей церкви.

Соответственно, сразу формируется норма принятие решений через взаимодействие партнеров-конкурентов.

Сюжетная бомба 1:

Неизвестная болезнь  

Сюжетная бомба 2:  

Восстание аборигенов.

Аборигены ведут себя зеркально тому, как вели себя колонизаторы. Аборигенов играют игротехники. Вопросы: как выстроить коммуникацию, как принимать решения, кого слушать, что эффективно, а что нет. Игрокам придется играть в западную модель принятия решений - конкуренция, отсутствие абсолютной власти, взятие на себя ответственности.

Рефлексия по этапу проекта.

Русская модель управления.

 

Конкуренция администраторов - абсолютная самостоятельность исполнителей  в претворении решений Власти полная, ответственность за конечный результат - неограниченная.  

Игроки исполняют роли военачальников в диктаторской стране, которая входит во внезапную и жестокую войну.  На некую страну, которая управляет диктатором а-ля Сталин, после пары ходов, совершается нападение страной а-ля Германия. Мощный натиск, потеря значимой части территории, эвакуация городов, хаос и неразбериха. Тайминг времени, короткие ходы, паника и хаос.

Диктатор собирает совещание, на котором ставит задачи класса: “Мы должны остановить наступление, не считаясь ни с чем.” “Если этот город не будет отбит за два хода, мы Вас расстреляем”.

Система управления порождает крайне лихорадочные и чрезвычайно энергичные мозговые штурмы, в которых обязательно находятся новые решения к текущей ситуации. Игроки, используя найденные и специально заложенные в модели неочевидные возможности, отбивают территорию своей страны.

Рефлексия по этапу  проекта.

 

Вопросы для рефлексии:

 

  1. Какие инструменты власти, которые вы изучали/или применили  на тренинге, применимы в каких ситуациях? Почему вы так считаете?
  2. Какими инструментами власти, которые я видел и/или использовал на проекте, я готов пользоваться в своей повседневной деятельности. Почему?
  3. Какие опасности и риски содержаться в рассматриваемых инструментах власти. Почему вы так считаете?
  4. Какие инструменты вы считаете перспективными и почему, но не готовы применять?