Как за 1 час планерки выяснить проблемы в продажах?

     

    

Проводим регулярно диагностическую планерку у клиента. Очень всегда полезное мероприятие. Почему? - спросите вы. Потому что выступаем в качестве зеркала, микроскопа, выискивая и подсвечивая очень-очень разные зоны роста у клиента.

На планерке всегда смотрим четыре вещи: Людей, Процессы, Инструменты, Результаты.

ПРОЦЕССЫ: происходит ли вообще выработка тех или иных решений на совещании/планерке, или это лишь информационные собрания, когда люди извещают друг друга, что произошло то-то и то-то (это, конечно, бывает редко, но это все - признаки смерти компании, то есть сотрудники вместо писем обмениваются устной информацией, которую уже все, наверное, просто бы прочли). Даже то, как люди подают информацию на совещании или планерке, уже само по себе говорит об очень многом.

Другая важная штука - на что нацелена атмосфера совещания? На реальную работу, на то, как показать себя перед другими, на отчетность и имитацию бурной деятельности? Это простые признаки, их следует считывать по желанию углубляться в те или иные проблемные вопросы, по акцентам, по тому, как подается информация руководителю, слышат ли люди друг друга на совещании или это крик смертный и т. д.

Процессы мы делим на две части: воплощение (насколько они вообще реализованы в работе компании) и правомерность и полезность этих самых процессов для компании сейчас. Конечно, частенько эти вещи между собой связаны, но не всегда. Тут прям матрица образуется:

  1. Процессы прикольные, но ими почему-то не пользуются. Скорее всего, тут команда консультантов поработала над видением развития компании и дошла до описания процессов. Только в реальную жизнь эти процессы, не вошли. Используются старые, привычные, которые работали хорошо.
  2. Процессы отсталые, ими и не пользуются (зачем тратить время?). Это означает, что и дирекция не развита, и людей попусту она не мучает (мудрые люди!).
  3. Процессы прикольные, и их тупо и меланхолично используют. Редко, но бывает, когда разрыва между верхом и низом нет, есть работающий контур обратной связи и вот это вот все.
  4. И мое любимое - процессы отстойные, и люди творят каждый что-то свое. Можно выразится так: компания не препятствует умным людям налаживать свою работу самостоятельно!

РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Ответы на вопросы “что является результатом вашей работы?” и “какими результатами своей работы вы годитесь?” дают много полезной информации. Что сотрудники считают результатом своей работы, что считают успехом, описывают ли они результаты в цифрах, фактах или в действиях? 

Мы сравниваем результаты сотрудников между собой, сравниваем показатели, которыми они описывают результат, с целевыми показателями компании, лучше понимаем разрывы в приоритетах у менеджеров и руководителей. Оцениваем личную мотивацию менеджеров, за какие результаты они получают деньги (как они думают) и за какие хотят получать (считают справедливым/честным).

     

Небольшой чек-лист:

  1. Как принимается ответственность за результат вашими сотрудниками? Есть ли отождествление у выступающих себя самих с их результатами? Они отделяет свое “я” от результата или нет?
    Если отделяют - не будет успеха у их процессов. Это традиционный вопрос, про то, те ли люди занимают место руководителей и специалистов у вас на предприятии.
  2. Понимают ли люди, как будут приниматься решения по итогам совещания/планерки? Есть ли оговоренная процедура? Совещание для "поговорить" или что-то все-таки сделать? (Как думают ваши сотрудники)
    Это опять про то, как распределены власть и ответственность. Мы сообщили про беду - вы и думайте, мы сами все решим, не мешайте, и множество других вариантов.
  3. На чем держат фокус сотрудники на совещании, подавая так или иначе информацию? Пожаловаться на жизнь, рынок, конкурентов, просто отчитаться, снять ответственность, найти решение задаче?
    Это видно по тому, что и как они обсуждают, отчитываются, рассказывают про отклонения, про прогноз результата и т. д. Есть прикольная история, обожаю такие, когда люди начинают жаловаться напропалую, я уточняю: “Погодите, а довольные клиенты вообще есть?"
  4. Какую позицию держат люди по отношению к своей зоне ответственности и зоне ответственности их коллег/смежников? Насколько рабочие отношения с коллегами? Мы жалуемся, ищем виновных или решаем проблемы?
    Эта штука хорошо диагностирует то, насколько подразделения нацелены на общий результат. На заводах, например, частая беда, когда продажники и производственники не дружат, а валят друг на друга, и так успеха-то и не достичь.
  5. Насколько сотрудники вообще понимают, что необходимо сделать, чтобы решить ту или иную задачу или проблему?
    Это видно, когда просим рассказать о решениях или подходах. Общие слова или конкретные. Так же важна уверенность в голосе, темп речи. Этот параметр о том, насколько руководители и новички работают в связке, есть ли работающая система адаптации и помощи.
  6. Качество понимания причин, по которым мы оказались в той или иной ситуации. Мы понимаем причины успеха/проблемы или нет? Текущий результат - это наша работа и наши ошибки или все это Божий промысел?
    Это вопрос про исполнение планов прошлого периода и причин, которые нас привели к такому положению дел, и, что особенно важно, - связей между причинами и результатами. Это про работу в компании с осознанностью.
  7. Насколько люди с охотой говорят и спорят о работе, насколько они вовлечены в рабочий процесс? Насколько велика их мотивация именно на эту работу?
    Оценивая этот параметр в одной компании-клиенте, мы нашли очень серьезный перекос в системе мотивации, который приводил к тому, что по старым клиентами грузили, а с новыми перестали работать от слова совсем.