Рынок, на котором норма будет переоценка всего и всех. Отношения надо будет переустанавливать заново - кто-то разорится, кто-то изменится, кто-то скорректирует продукт и т д
Рынок труда, на котором будут люди, сильно более лояльные работодателю. Число вакансий сократится, условия ухудшатся
Еще о рынке труда: будет много соискателей не очень высокого уровня - все прошлые кризисы показали, что работодатель, в первую очередь, избавляется от сотрудников “средних и ниже среднего”.
Нужно быть готовым к тому, что рынок просядет, девальвация идет, и клиент будет искать варианты подешевле или свою ценность надо будет подтверждать лучше, чем сейчас. Усилия борьбы за один условный рубль - увеличатся. Дыры в воронке продаж надо найти и залатать сейчас -новый рынок их не простит
Стоит все время следить за усилиями конкурентов - рынок меняется, создается информационный хаос, и всем не хватает информации. И хороший метод - задешево узнать это у живых конкурентов.
Придется корректировать свой продуктовый портфель, и возможно, портреты своих клиентов.
Кто держит руку на пульсе своих клиентов, реальных и потенциальных, останется в выигрыше - сейчас тревожное время, и кто работает, поддерживает так или иначе отношения с клиентами - тот и получит их внимание по выходу из карантина.
Стоит вспомнить уроки прошлых кризисов, и смоделировать, как могут сдвинуться рынки: клиентский и труда в вашей конкретной ситуации.
Хорошо работает при этом формат стратегической сессии - собрать всех сотрудников определенного уровня, объединить их экспертизу, заодно выявить настрой
Очевидно, что часть рынков - например ресторанный, пострадают и не восстановятся полностью еще долго - вакцину ждут не раньше 21 года, а осенью в России - осеннее обострение заболеваний. Эти рынки дадут большой приток кадров на рынок труда. Этих людей можно и нужно будет переучивать под потребности других рынков, быстро интегрировать в Вашу компанию
Очень многое будет решать скорость реакции - поэтому действовать надо начинать уже сегодня.