Кейс: Внедрение технологии ответственного планирования
“Не бывает власти без ответственности”
Лоис М. Буджолд
Компания: Более 20 лет на рынке Широкий спектр клиентов-розница всех категорий, оптовики, производственные компании. Устойчивое положение на рынке, сбалансированный продуктовый портфель. При этом- продажи компании не полностью удовлетворяют собственника.
Собственник ощущает необходимость изменений, и, что важно, готов к ним
Для модернизации процессов управления продажами привлекли нас, консалтинговое агентство SUN.
Стартовая ситуация
Стратегические и ряд тактических решений принимались узким кругом топ-менеджмента, включающим собственника. Среди иных решений, именно топ-менеджмент формировали ожидаемую динамику роста продаж в компании, на основе этих представлений осуществлялось планирование.
Служба продаж не вовлекалась в процесс планирования, получала планы в готовом виде и была ответственна за их исполнение. Типичная ситуация - "планирование сверху". Руководитель службы продаж занимал позицию “получать свыше цифры и требовать их исполнения”.
В процессе аудита продаж, при проведении специалистами SUN планерок по управлению работой с клиентами, было обнаружено незнание руководителем службы продаж, РОПами планов развития клиентов, понимание возможных точек роста по ключевым клиентам. На вопрос почему вы не знаете эти моменты, как вы тогда планируете продажи - руководитель службы продаж ответил: "Нам это не надо, мы с РОПами планированием не занимаемся".
В результате создавалась следующая ситуация
Топ-менеджмент не имел доступа к важной части экспертизы компании ( а разнообразная клиентская база требует очень высокой экспертизы)
Линейный менеджмент не ощущал личной ответственности за исполнение планов, так как не принимал никакого участия в их формировании
Связующим звеном между этими категориями был руководитель, не готовый принять логику необходимых изменений и взять на себя процесс управления.
Ситуация создавала большой простор для перекладывания ответственности за невыполнение планов в сознании персонала - с себя на “далеких от народа” руководителей в одном случае, с себя на “ленивых, немотивированных продавцов” в другом.
Действия (внедрение технологии ответственного планирования), осуществленные при содействии КА SUN
Линейный менеджмент был привлечен к процессу постановки планов продаж
Введено поклиентское планирование, основанное на знании о рынке сотрудников ОП
Заведена практика согласования планов, совместных поисков возможностей
Произведена замена руководителя службы продаж
При подготовке портрета кандидата на руководителя службы продаж были сформулированы следующие задачи
Управление службой в парадигме ответственности за результат
Создание системы "планирования снизу".
Формирование необходимых изменений
Промежуточный результат:
Адекватное планирование, основанное на хорошем знании потенциала клиентской базы и иных реалий рынка с одной стороны и понимании стратегических задач компании - с другой
Изменение в лучшую сторону вовлеченности и ответственности линейных менеджеров, которые получили больше возможность влиять на планы, и, в конечном итоге, на свой доход
Выявление зон роста по категориям клиентской базы, произошедшее из-за того, что менеджеры ОП начали вникать в потенциал своих клиентов, анализировать и предлагать.
Руководители и менеджеры начали обсуждать будущее клиентов, а не только прошлогодние результаты.