Крупная производственная компания, которая развивает два основных направления деятельности: имеет свой завод по производству металлоконструкций и оказывает услуги антикоррозийного покрытия, которое делают в нескольких собственных цехах, а часть отдают проверенным субподрядчикам.
На предприятии не было отлаженной системы продаж, это делало ситуацию с доходами мало прогнозируемой. С развитием второго производственного направления остро встала проблема настройки менеджмента продаж. Для внешнего управления продажами и привлекли нашу компанию. После анализа качества работы с клиентской базой, встал вопрос - как распределить клиентов между менеджерами так, чтобы компания смогла получить максимальную прибыль. До этого база распределялась из принципа “справедливости” - то есть всем поровну входящих заявок, исходя из суммы, и поровну клиентов на холодный обзвон из списка, выгруженного по ОКВЭДу.
При распределении базы важно было учесть следующие особенности:
большинству клиентов, начинающих сотрудничество с компанией с любого из направлений, рано или поздно может понадобиться что-то еще;
портрет целевого клиента для инициативного обзвона и портрет клиентов, присылающих входящие заявки, по обоим направлениям сходные: часто это одни и те же клиенты;
требуемые компетенции менеджеров, необходимые для успешных продаж по разным направлениям, тоже похожи: необходимо понимание процессов металлообработки, опыт на строительном или смежных рынках, базовое техническое образование и прочее.
При этом есть и существенные отличия:
цикл производства и сделки в целом, а также чек металлоконструкций и нанесения антикоррозийного покрытия абсолютно разные;
у компании есть многолетняя известность в области покрытий, и только нарабатывается репутация в качестве производителя металлоконструкций;
часть менеджеров плохо разбирается в покрытиях (их много видов, разная специфика применения, взаимозаменяемость), поэтому не хотят и не могут продавать эту услугу.
Как известно, есть два основных способа продаж:
МОНОПРОДУКТОВЫЕ ПРОДАЖИ: подразумевают деление клиентской базы от продукта. Один продавец продает один продукт.
Плюсы: продавец - эксперт, отлично знает свой продукт, может ответить на любой вопрос.
Минусы: отлично установленный контакт с клиентом менеджера одного направления не работает на продажи других продуктов компании. Часть бюджета клиента уходит к другому поставщику. Часто закупщика или иного ЛПРа попросту раздражает необходимость контактировать с двумя-тремя людьми в одной компании, дважды согласовывать некие дополнительные условия (например, логистику). И это часто слабая позиция по отношению к конкуренту, предлагающему комплексное решение.
МУЛЬТИПРОДУКТОВЫЕ ПРОДАЖИ: один продавец закреплен за клиентом и продает ему все продукты компании.
Плюсы: продавец лучше понимает стратегические задачи клиента, мыслит всем комплексом его потребностей. Если установлен хороший контакт с клиентом, то у продавца больше шансов на рост чека. Выстроена четкая цепочка ответственности - за проникновение в бюджет клиента в компании отвечает один продавец! Клиент воспринимает компанию как поставщика, который может решить несколько его задач, зачастую больше дорожит отношениями с ним.
Минусы: нужен менеджер с хорошей экспертизой по нескольким направлениям. В случае недостаточной компетенции или предубежденности менеджера часть услуг будет продана хуже. Менеджер делит товары на "хорошие" (легко продаются) и "плохие" (сложно продаются) и сам расставляет приоритеты, что продавать в первую очередь, а что не предлагать вообще.
При решении задачи нашего клиента нам было важно совместить плюсы обоих способов: получить глубокую проработку базы, проникновение в бюджет клиента, и при этом дать клиенту экспертизу, так необходимую для продажи технически сложных и инновационных продуктов. Так мы вышли на решение - комбинация систем “один клиент - один менеджер” и “один эксперт - один продукт”.
ОДИН КЛИЕНТ - ОДИН МЕНЕДЖЕР:
Компания закреплена за сотрудником отдела продаж, который:
устанавливает контакт, выявляет существующие и потенциальные потребности;
формирует коммерческое предложение, ведет переговоры;
доводит сделку до финала: работает с документами, собирает оплаты;
отвечает за полную осведомленность клиента о возможностях компании, существующих и планируемых;
предлагает клиенту новые решения на примерах интересных для него кейсов из опыта компании.
ОДИН ПРОДУКТ - ОДИН ЭКСПЕРТ:
В компании есть технологи, работающие в связке с отделом продаж и производством. Их задачи:
аккумулировать и формализовывать все знания о продукте и услуге;
анализировать возможности и достижения конкурентов, находить сильные стороны и зоны роста в своем продукте и помогать продавцам выстраивать аргументационную базу;
готовить информационные брошюры, тексты, списки “вопрос-ответ” для клиентов;
подключаться к диалогу с клиентами, вырабатывать и предлагать оптимальное решение их задач;
проводить внутреннее обучение и готовить вебинары по использованию продукции у клиентов.
Таким образом, каждый делает то, что у него получается наилучшим образом. Менеджер общается с клиентом, создает отношения и условия для покупки.
Эксперт вникает, разбирается, консультирует. Это облегчает для компании как коммуникацию с клиентом, так и требования к сотрудникам - менеджер может не обладать на старте всей полнотой знаний, а эксперт может не быть общительным и чутким экстравертом.
В выигрыше все: клиент общается по всем вопросам с одним приятным ему компетентным сотрудником, и при этом может получить качественную консультацию, а сотрудники делают то, что любят и хорошо умеют.
При этом компания: