Завод по производству самолетов и ремонту вертолетной техники. Большое предприятие, один из лидеров отрасли. Более 90% потребителей рынка - уже его клиенты.
Рынок вертолетной техники конечен, поэтому на территории России (один из рынков клиента) очень сложно найти новых клиентов. За счет чего обеспечить новые деньги и рост продаж?
В процесс аудита продаж мы начали думать, где взять новые деньги?
Если нет новых клиентов, то нужно заниматься перераспределением бюджетов клиентов в свою пользу. Норма рынка - контракты на новый год заключаются в конце предыдущего, при этом поступать в ремонт техника будет неравномерно. А спланировать ремонт значимой части техники невозможно, так как она зависит от “налёта”, который может случиться, а может и не случиться в заданный срок. В текущей ситуации менеджеры отдела продаж фактически только обслуживали текущие заявки клиентов и вовремя перезаключали договоры, руководствуясь сложившейся практикой работы с предприятием клиента.
При этом большая часть техники клиентов уже когда-то ремонтировалась на заводе, и есть данные о предыдущих ремонтах. Поскольку плановый ремонт в сегменте регламентирован, есть возможность отслеживать “судьбу” агрегата. И часто невозможно прирасти от года к году - у предприятия клиента просто нечего ремонтировать - всё исправно и нет потребности в плановом ремонте.
В результате аудита выяснили, что единицей бюджета в данном случае являются не деньги, а агрегат – менеджер должен биться за то, чтобы большую часть механизмов, подлежащих в этом году ремонту, клиент отдавал именно на его завод. К примеру, если в прошлом году 7 из 10 агрегатов ремонтировались у нас - 70% проникновения в бюджет. Значит, в этом году, чтобы сохранить долю, из 5 в ремонте на заводе должно оказаться минимум 4.
Одна из важных причин сложившейся ситуации - принятая на заводе исторически-сложившаяся система планирования от производства, которая привела к ситуации, когда нет возможности взять в ремонт больше “популярных” агрегатов, так как нет мест. При этом нормальным считается невыполнение плана по другим видам двигателей - их нет у клиентов в наличии или это позиции, по которым завод объективно проигрывает конкуренту по цене и качеству.
Новая технология продаж потребовала сменить портрет продавца. Отдел продаж претерпел изменения - не готовый к активным переговорам менеджер ушел, на его смену нашелся новый. Активные новички (а менеджер, проработавший более года, раньше всё ещё считался новичком) получили возможность заработать больше и наравне со "старичками".
Уже через 4 месяца после внедрения системы удалось собрать базу агрегатов по постоянным клиентам и начать переговоры про новые объемы. Раньше руководители продаж и менеджеры были довольны, когда клиент был готов отдать 5 двигателей в ремонт, но то, что по факту клиент мог ремонтировать в год от 6 до 15 двигателей, не учитывалось. Теперь коммерсанты смогли увидеть и оценить, какую долю двигателей ремонтирует завод. Каждый менеджер понимает, что если клиент планирует отремонтировать 10 двигателей, а нам отдает всего 5, то завод упускает возможность отремонтировать на несколько двигателей больше, тем самым теряет свою долю в бюджете клиента и возможность заработать на несколько десятков миллионов больше.
Цель компании на ближайший год - стать поставщиком услуг номер 1 на своем рынке. Конечно, для этого нужны изменения, связанные с другими процессами компании (закупа, логистики, производства), но начало положено, и двигателем преобразования предприятия стали именно коммерсанты.